Дата:13.11.2013г
Класс:
3 «А»
Учитель:
Н.С.Максимова
Классный
час:

Цели и задачи:
1.
Познакомить учащихся с историей России, с первыми царями
династии Романовых.
2. Воспитывать чувства патриотизма и гордость за родину.
3.
Развивать интерес к родной истории.
Оборудование: рисунки учащихся на тему «Сергий Радонежский», проектор, экран,
презентация, задачи для родителей и гостей, народные костюмы, тест.
№ слайда
|
учитель
|
ученик
|
||||||||||||||||||||||||||||
1.
|
Здравствуйте, повернитесь и посмотрите на наших гостей,
подарите им свою улыбку и хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.
Мы начинаем очередной классный час, где продолжим
путешествие по страницам истории нашей родины.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
2.
|
Начнем свое путешествие с задачи:
4 ноября 2013 года В Александровском саду города Москвы прошла церемония открытия
отреставрированного обелиска, который был воздвигнут сто лет назад в честь
300-летия царствования династии Романовых.
Сколько лет прошло с начала царствования ?
|
300+100=400
Ответ: с начала царствования династии Романовых прошло 400 лет.
|
||||||||||||||||||||||||||||
3.
|
Кроме того, 4ноября
у Русской Православной Церкви праздник в честь
Казанской иконы Божьей Матери, в память о том, как 4 ноября
1612г. войска народного ополчения, собранные Кузьмой Мининым, ведомые князем Димитрием
Пожарским, и осененные
чудотворным образом Казанской Божьей Матери, выбили польских захватчиков,
что стало началом конца великой смуты.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
4.
|
Знаменитый памятник Минину и Пожарскому работы Ивана Петровича Мартоса , стоящий сейчас на
Красной площади, должен быть совсем иным.
Ещё в 1803 году Вольное общество любителей словесности, наук и
художеств выступило с инициативой возведения памятника гражданину Минину,
князю Пожарскому и патриарху Гермогену. Для того чтобы увековечить память
защитников Отечества в триединстве – духовного сословия в лице патриарха, патриотичного служилого дворянина в лице князя Дмитрия Пожарского и
простого народа в лице Кузьмы Минина. Памятник не был возведен из-за
отсутствия поддержки со стороны церкви, установка памятника – не православная
традиция, лучше бы построить храм во имя святителя.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Поляки с помощью бояр-предателей заняли Москву. Святейший Гермоген
прекрасно понимал, кто враги Русской земли, и сказал, что другого исхода нет,
как только собрать всенародное ополчение.
Значение слова Ополчение по Ожегову:
Ополчение – это Военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии, на добровольных началах
которое освободит Москву и все
государство от поляков, а затем избрать Царя. Народ согласился с Патриархом.
Святитель начал писать грамоты, призывая русские города ополчиться для
избавления святой Руси от бед.
Города начали пересылать друг другу патриаршии грамоты с призывом
восстать за спасение родной земли. После взятия Патриарха под стражу
Троице-Сергиева Лавра стала во главе сопротивления.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Тогда в последний раз Патриарх Гермоген из своего заточения передал
наскоро составленную свою последнюю грамоту в Нижний Новгород. В этой грамоте
великий старец посылал всем восставшим за Родину благословение и разрешение в
сем веке и в будущем за то, что они стоят за веру твердо.
Эта последняя грамота носителя русской духовной власти совершила
великое дело. Когда она была получена в Нижнем Новгороде, то староста Козьма
Захарьевич Минин-Сухорукий воззвал к народу: ничего не щадить для спасения
Отечества. И снова выросло ополчение под начальством доблестного воеводы князя Пожарского и
великого гражданина Минина. Из Казани прибыла к войскам копия иконы
явленной чудотворной Казанской
Божией Матери. Москва была
освобождена. С тех пор появился русский праздник иконе Казанской Божией
Матери и день народного единства, которые отмечают 4 ноября. А памятник святителю Ермогену поставили в Александровском саду у стен Кремля 25 мая 2013 года.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Наталья Майданик
ЕДИНСТВО НАВСЕГДА
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда! Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века! И поднималась Русь с колен В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой Под звон грядущих перемен. Деревни, села, города С поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу И День единства навсегда! |
||||||||||||||||||||||||||||||
5.
|
Видео: Избрание царя.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
6.
|
Отец Михаила Федор Никитич Романов был двоюродным
братом царя Федора сына Ивана Грозного. И потому мог законно претендовать на
престол.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
7.
|
Но с приходом Бориса
Годунова
|
|||||||||||||||||||||||||||||
8.
|
Федор Никитич был устранен, насильно
пострижен в монахи с именем Филорет
|
|||||||||||||||||||||||||||||
9.
|
Его жена Ксения
подстрижена с именем Марфа. Их поселили в разных монастырях
|
|||||||||||||||||||||||||||||
10.
|
Позже Филарет оказался в
польском плену. Выполняя дипломатическую миссию, он вместе с другими членами
русской делегации был арестован, фактически взят в заложники. Поляки скрыли от
Филарета, что в Москве его сын избирался на царство.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
11.
|
Автор
(Обухова Карина):
13 марта 1613 года к стенам
Ипатьевского монастыря в Костроме приблизилась толпа бояр и жителей города.
Михаил Романов и его мать приняли послов из Москвы с уважением.
Но когда послы вручили им
грамоту Земского собора с приглашением на царство, Михаил ужаснулся и
отказался от столь высокой чести.
Михаил
(Харитонов Гриша):
– Государство разорено поляками.
Царская казна расхищена. Служилые люди бедны, чем их жаловать-кормить? И как
при таком бедственном положении можно мне, как государю, устоять супротив
недругов?
Мать
Марфа (Лупандина Лиза):
– И я не могу благословить
Мишеньку на царство. Ведь отец его, митрополит Филарет, пленен поляками. А
как узнает польский король, что сын его пленника на царстве, так велит над
отцом зло учинить, а то и вовсе жизни лишит!
Автор (Обухова
Карина):
Послы стали объяснять, что Михаил
выбран по желанию всей землей, а это значит, по воле Божией. И если Михаил
откажется, тогда сам Бог взыщет с него за окончательное разорение
государства.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
12.
|
Узнали, откуда этот отрывок?
«Славься!» Михаила глинки стало гимном Династии
Романовых.
|
Из оперы Михаила
Ивановича Глинки «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»)
|
||||||||||||||||||||||||||||
13.
|
Видео: Детство и юность Михаила Федоровича.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
14.
|
Михаил Федорович Романов стал
первым царем из рода Романовых.
Это произошло 400 лет назад в 1613 году
после долгих лет разорительной для страны смуты.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
15.
|
Из Польши вернулся его отец.
Все 9 лет Михаил чувствовал эту неразрывную связь.
С самого детства он стремился быть похожим на него. Михаил дождался встречи с отцом с человеком
из легенды Митрополитом Филаретом.
Через 10 дней Филарет стал патриархом Московским и всея Руси.
В будущем они станут править вместе - отец и сын.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
16.
|
Во время правления Михаила
Федоровича на Урале построили первый государственный завод по выплавке железа. Началось медеплавильное производство.
В Туле был основан оружейный завод, который существует до сих пор.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
17.
|
Забота о народе
|
|||||||||||||||||||||||||||||
18.
|
Из видеоролика было видно за
какой период можно было заработать на шубу, сапоги и корову во времена
первого царя династии Романовых.
Родителям была дана задача,
ответить на эти же вопросы, но в наше современное время.
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||
19.
|
Посмотрите внимательно видео
и постарайтесь найти ответ на вопрос, который появится во время ролика.
Как зовут следующего
царя?
|
Алексей Михайлович Романов
|
||||||||||||||||||||||||||||
20.
|
Тихомиров Никита
Будущий царь Алексей
Михайлович Романов, родился 19 марта 1629 года. Его крестили в
Троице-Сергиевом монастыре. Уже в 6 лет он умел хорошо читать. По заказу его
деда – патриарха Филарета – специально для внука был создан букварь. Кроме
букваря царевич читал Псалтырь и другие книги из библиотеки патриарха.
Воспитателем царевича был боярин Борис Иванович Морозов. К 11(одиннадцати) годам
у Алексея появилась своя маленькая библиотека из книг, принадлежавших лично
ему. Маленького Алексея с раннего детства учили управлять государством. Он
присутствовал на приемах иностранных послов и был участником придворных
церемоний. На 14-м(четырнадцатом)
году жизни царевича торжественно «объявили» народу, а в 16 лет, когда умер
его отец – царь Михаил Федорович, Алексей Михайлович вступил на престол.
Через месяц умерла и его мать.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
21.
|
Видео: Воспитание царевичей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
22.
|
Видео: Чудесное спасение
Алексея.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
23.
|
По понедельникам, средам и пятницам, во все церковные посты юный царь
ничего не пил и не ел. Алексей Михайлович был очень ревностным исполнителем
всех церковных обрядов и имел чрезвычайное христианское смирение и кротость.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
24.
|
Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
25.
|
К 1669 году был построен
деревянный Коломенский дворец фантастической красоты, он являлся загородной
резиденцией Алексея Михайловича.
|
Из большой советской
энциклопедии:
Резиденция – место пребывание
правительства, главы государства или других лиц, занимающих высшие
административные посты.
|
||||||||||||||||||||||||||||
26.
|
МР3: о наследниках
|
|||||||||||||||||||||||||||||
27.
|
МР3: Правление Федора
Алексеевича.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
28.
|
Учитывая, что на престол и выгодные места возле трона претендовала
родня, как первой, так и второй жены Алексея Михайловича Милославские и
Нарышкины, было ясно, что вражды не миновать. Мало ли конфликтов возникает в
семье, когда отец женится вторично, если бы речь не шла о царском доме, а на
кон была поставлена судьба огромной страны. На престоле оказались двое - Иван Y Алексеевич (15 лет) и Петр I
Алексеевич (10 лет).
|
|||||||||||||||||||||||||||||
29.
|
Серебряный, позолоченный трон изготовлен в кремлевских производственных
мастерских в 80-х годах XVII века для двух братьев - соправителей Ивана и
Петра Алексеевичей. Трон двойной, своей конструкцией вызывает ассоциации с
архитектурным сооружением.
В глубину трона к обитому бархатом сиденью, разделенному поручнем на
два места, ведут три серебряных с прорезным орнаментом ступени. Над ними
возвышается ажурная серебряная арка на витых колонках, подобная порталу
здания - нарядно оформленному входу. Высокая спинка трона с двумя серебряными
столбиками по сторонам и округлым серебряным завершением напоминает окно с
изукрашенным наличником. Две боковые стенки, соединенные со спинкой под
прямым углом, похожи на отведенные назад оконные ставни. Их назначение в
троне глубоко функционально. Вместе со спинкой они образуют за троном
небольшое, закрытое с трех сторон пространство, выполнявшее роль потайного,
места, предназначенного для того лица из окружения малолетних царей, кто
помогал им, а то и просто руководил ими во время официальных церемоний.
Необходимые наставления и советы передавались через оконце, прорезанное в
спинке и драпировавшееся бархатом.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
30.
|
Это место занимала их сестра
Софья. Она никогда не была замужем и не имела детей. Единственной ее страстью
было желание властвовать.
В августе 1689 в Москве произошел переворот. К власти пришел Петр, а
царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
31.
|
Сказать о том, что Петр I
Великий стал первым российским
императором (с 1721 года),
был выдающимся государственным деятелем, полководцем и дипломатом, вся
деятельность которого была связана с радикальными преобразованиями в России,
значит ничего не сказать. Поэтому, следующий классный час будет целиком
посвящен Петру I.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
32.
|
А сейчас проверим, как
внимательно вы знакомились с первыми русскими царями династии Романовых. Для этого
необходимо пройти тест:
1. Распредели царей по порядку правления:
|
1. Распредели царей по порядку правления:
|
||||||||||||||||||||||||||||
33.
|
2. При каком царе
произошло? (соедини)
|
2. При каком царе
произошло? (соедини)
|
||||||||||||||||||||||||||||
34.
|
3. Как называется гимн
династии Романовых?
1. «Славься» М. Глинки
2. «Боже, царя храни!» А.
Львова
|
3. Как называется гимн
династии Романовых?
1. «Славься» М. Глинки
|
||||||||||||||||||||||||||||
35.
|
Встаньте, кто правильно
выполнил тест. Спасибо за работу.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий